31.12.2019 Семь главных итогов года для жителей Башкортостана
Вспоминаем, чем запомнились последние 12 месяцев.
1
Власть поворачивается к людям лицом
Власть — это теперь не где-то там высоко и далеко, не допрыгнуть, не достучаться. «Это, вообще-то, не мы для них, это они для нас», — заявил как-то глава республики Радий Хабиров. Люди увидели, что для главы не зазорно лично заниматься проблемами простых людей – контролировать, как идет ремонт дорог и подъездов, вопросами качественного питания в школах и детских садах и другими. Вслед за Хабировым постепенно из «высоких кабинетов» к людям выходят «поговорить за жизнь» главы городов и районов, министры, ответственные за дороги и тепло.
В свою очередь, власть начинает понимать, что людям прежде всего нужны не высокие технологии, смарт-парки и технологические кластеры, а простые человеческие условия жизни – зарплата вовремя, теплые батареи, когда холодно, чистые палаты и необходимые лекарства в больнице, красивые улицы, дворы и подъезды.
2
ЖКХ
В 2019 году осовременились подходы к благоустройству. Впервые за всю новейшую историю республика выделила деньги на ремонт подъездов – целый миллиард. Раньше люди за этот ремонт платили сами, да еще ждали его годами. В отличие от прошлых лет, в подъезде ремонтировали не что-то одно, а сразу все – и стены, и полы, и почтовые ящики, и кабели операторов убрали в короба.
Просто цифры: за этот год в одной Уфе отремонтировали почти полторы тысячи подъездов, это больше, чем за три предыдущих года вместе взятых!
Не меньше по масштабу и запущенная программа комплексного благоустройства дворов «Башкирские дворики». Это когда во дворе делают детские и спортивные площадки, места отдыха, парковки, освещение и многое другое – все с учетом пожелания жителей дома. В этом году планировали сделать 400 дворов, в ближайшие два года — еще почти 600.
Не все прошло гладко – некоторые чиновники на местах не сразу поняли, что времена меняются, и по привычке хотели поставить своих подрядчиков, половину денег забрать, а на остальные что-нибудь там починить тяп-ляп. Не прокатило – люди, получившие право контролировать каждый шаг, просто не подписывали им акты работ и всё приходилось переделывать нормально.
Из других новшеств – в 2019 году вся республика перешла на новую систему оплаты отопления. Теперь мы платим только за те месяцы, когда батареи в домах горячие, то есть летом в графе «отопление» будет стоять ноль рублей. Это выгодно в первую очередь потому, что вы платите только за фактическое потребление – сколько тепла получили. И не нужно больше ежегодно требовать у своей управляющей компании перерасчет (к тому же он часто получается в большую сторону – как это было в начале 2019-го в Кумертау).
А «коммунальными законами года», безусловно, мы признаем штрафы за парковку на газонах и вывоз на штрафстоянки брошенного во дворах автохлама. То, что давно делают в Москве, в Башкирии приняли только-только. С 2019 года водителям, оставившим машину на газоне, грозит до 30 тысяч рублей штрафа. Всего собрали около 30 миллионов рублей – не много для бюджета, но не в доходах дело. Город стал зеленее! А после того, как из дворов вывезли десятки брошенных машин без колес и стекол – еще и чистым.
3
Пятидневка в школах
В начале года Радий Хабиров предложил всем школам перейти на пятидневное обучение, и общественность с радостью поддержала инициативу. Часть школ перешли на новый режим с четвертой четверти, остальные — с нового учебного года. Часть суббот при этом осталась у школы – в эти дни для ребят проводят различные мероприятия.
Из других новшеств в школах, запущенных в этом году, — переход на единое меню и единого оператора школьного питания. Реформа вызвала много вопросов на местах, но в целом по республике количество обедающих школьников существенно выросло. Также с этого года во всех школах вводят электронный дневник – родители смогут онлайн смотреть оценки детей и домашнее задание. Впервые в этом году среди молодых сельских учителей республики прошел конкурс на грант Главы Башкортостана. По итогам конкурса 100 лучших педагогов получили по 600 тысяч рублей.
4
«Салават» — бронзовый призер, а «Уфа» больше не в УЕФА
Две главные спортивные команды республики в уходящем году отличились как невероятными достижениями, так и досаднейшими провалами.
«Салават Юлаев» в четвертый раз за свою историю стал бронзовым призером КХЛ, уступив в финале конференции омскому «Авангарду» 4:2. Но это та бронза, которая ценнее золота – фактически собранный с нуля коллектив под руководством Николая Цулыгина, не имевшего ранее опыта работы главным тренером, в финальной части чемпионата творил невероятное, бросаясь в битву аки драконы на барашков.
Футбольный клуб «Уфа», начав сезон в Евролиге, сменил тренера, опустился в самый низ турнирной таблицы и едва не вылетел в ФНЛ, с трудом выиграв стыковые матчи у «Томи».
— Ошибки надо исправлять, в том числе стабилизировать состав. Таких «распродаж», как раньше, когда состав, дошедший до Европы, легко и просто отпустили, больше не будет, — говорит председатель Попечительского совета клуба Ростислав Мурзагулов.
На новогодние каникулы клуб ушел в отличном расположении духа, занимая седьмую строчку в турнирной таблице и обыграв практически всех грандов отечественного футбола.
5
ЧП года: Сибай
Еще в конце 2018 года в сибайском карьере начала гореть медноколчеданная руда, которую там добывали. Из-за этого в воздух выделяется диоксид серы. Его концентрация в воздухе в разы превышала допустимые нормы. Из-за этого над городом повис едкий смог, а люди жаловались на удушье и плохое самочувствие. Затопление карьера началось 8 февраля. Ежедневно в чашу заливали 8–10 тыс. кубометров воды. На это ушел месяц, но последствия ЧП люди периодически чувствуют до сих пор.
— Маленький город не смог бы в одиночку справиться с этой проблемой. В Сибай срочно поехали сотни специалистов разных ведомств – горняки, спасатели, врачи, артисты. Ситуация во многом сплотила нас. Посмотрите, насколько слаженно, чётко, понимая друг друга с полуслова, мы действовали во время аварии на «Полиэфе» в Благовещенске. В считанные часы из других городов прибыли сотни людей с техникой. И не допустили даже малейшей опасности загрязнения питьевой воды, — рассказывал позже Радий Хабиров.
6
Транспортная война
Начатая еще в конце 2018 года «транспортная война» с нелегальными перевозчиками еще не выиграна, но результаты уже видны всем. По всей Башкирии ввели карту «Алга», которой можно рассчитаться в общественном транспорте (а можно обычной банковской картой, как уж вам удобнее). «Алгу» уже купили более 250 тысяч человек.
«Башавтотранс» в течение года получил несколько сотен новых красивых и удобных автобусов большой и малой вместимости. Часть их ездит по городу, часть отправили в города и районы. Перед государственным перевозчиком стоит очень сложная задача — соединить Уфу регулярным сообщением со всеми райцентрами, а все райцентры – со всеми деревнями.
Появляется порядок и у частных перевозчиков. Те, что готовы работать легально и честно, закупают новые автобусы, принимают безналичный расчет и следят за тем, кто у них работает.
Перестрелки между бандитами, крышующими водителей автобусов, ушли в прошлое. В ближайшее время туда же должны уйти и остатки старых «пазиков».
7
Большие стройки
Впервые за несколько лет Башкортостан показал рост инвестиций и сразу на 15%. До этого был ноль.
Сразу три города – Нефтекамск, Белорецк и Благовещенск получили статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), скоро заработает особая экономическая зона «Алга» на территории Стерлитамака, Салавата и Ишимбая.
Среди крупнейших инвестпроектов – строительство нового рудника и обогатительной фабрики на Подольском медно-цинковом месторождении, которое находится в Хайбуллинском районе Башкирии. По объемам добычи оно станет одним из самых крупных в России. УГМК вложит в него более 50 миллиардов рублей. Новое предприятие позволит создать около 1500 новых рабочих мест.
Параллельно республика начала несколько больших строек. В Уфе начали возводить новый мост через Белую возле Монумента Дружбы и уже сдали мост у села Караидель, через который можно доехать с северо-запада до северо-востока Башкирии, не делая крюк через Уфу. Начались подготовительные работы по строительству продолжения проспекта Салавата Юлаева в Уфе и моста из Черниковки в сторону Затона. А в отдаленной перспективе – транспортного кольца вокруг столицы.